О смысле образования


Фрагмент дискуссии об образовании al_mt Моё всем! Бо давно не виделись Читал про образование. Мне стало плохо.... Левиафан действительно рулил индустриальным переходом, а вот взятием традиционного барьера кто рулил? А переходом из животного состояния в архаическое, кто? Эгрегор? И нет важнее вопроса чем: "какой ИО должен рулить переходом когнитивным?" Генрих Я к тому, что образование в нынешнем виде является питающей базой для нынешней науки... Как было замечено в параллельной теме, наука вся изнаучилась, полный бред гонят. С таким подходом когнитивный барьер не взять... Побороть систему можно только путём создания параллельной научной системы свободной от пороков... Тут главное чтоб в нужный момент была успешно запущенна новая система образования, которая будет подпитывать уже новую науку... в таком случае баръер сам упадёт, как спелое яблоко Надо не с тупением бороться, а создавать новое образование... Ч. Илья Господа-братцы-кролики, тут надо мыслить ширше.... У нас есть только один документированный переход - индустриальный. Давайте пороемся по сети и постараемся найти ответ на вопрос - как с образованием было ТОГДА? al_mt В британии (если верить литературе) образований было 2 типа: - классическое (латынь, греческий и теология?) - ученичество (в сущности ПТУ на производстве) Но думаю это ни о чём не говорит. Учили как умели, т.е. методами доставшимися по наследству от традиционной фазы. Ч. Илья Вообще-то его вывод шире. Если мы учим 100 детишек из элитных семей то среди них может быть гениальный конструктор (ас, полководиц, хируг, политик и т.д) Но если мы учим 100000 детей из всех семей то вероятность появления гениев ВЫШЕ. Стало быть государство учащее всех получит в итоге больше гениев чем феодально-элитное. А гении это стратегическое оружие. Насколько я понимаю первым это осознал и применил Бисмарк. И в результае сделал родовую-феодальную Австрию. al_mt Ммм... да. Можно ли НАУЧИТЬ системному мышлению, а не ВЫЯВИТЬ его??? Ч. Илья Вообщето уважаемый Переслегин говорит о том что научить нельзя вообще никого и нечему. Можно долго-долго заставлять ученика делать типовые упражнения (как обезъянку) в надежде что у него щелкнет и он из массы частностей составит себе целое. al_mt Ну... Во-первых, это Переслегин зря, хотя по-моему у него фраза звучала как критика существующих технологий образования. НЛПерские технологии позволяют научать модели поведения достаточно эффективно. Сократическая модель обучения тоже хорошо работает, хотя малоэффективна экономически. НО! Всё это не снимает основного вопроса: Можно ли НАУЧИТЬ систематичному образу мышления? Winter Цитата: Стало быть государство учащее всех получит в итоге больше гениев чем феодально-элитное. Согласен. Массовое образование - стрельба по площадям. Оно достигает 2-х целей 1) Выявление элиты, гениев, которые иначе бы не выбились люди 2) Обучение массы на выполнение простых (относительно конечно) действий. Массовые рабочие, инженеры, заыорачиватели гамбургеров. Там где образование считается получше - там середняки выше качества. А уровень элиты независим от качества образования (по крайней мере снаружи элиты эти различия не видны). У вас (или у Переслегина) получается, что гениальности в мире постоянное количество. Из чего это следует? Цитата: 1)Официальная наука(у нас по крайней мере) не несет совершенно никакой отвественности за некий результат процесса. Т.е. реальным результатом является в 99% случаев лишь расход ресурсов. Это вообще-то условие существования такого явления как наука. Наука строится на непредсказуемых эффектах. И этот самый КПД в 1 % он таки оправдывает все. Все великие открытия сделаны по ошибке. Или случайно. al_mt В том-то и дело, что обучить, в том смысле, что привить алгоритм поведения (производственного например) - не проблема! Вопрос: можно ли научить системному мышлению? Я - не знаю Если можно - это как минимум одна из пороговых технологий (Нобелевка). Если нет - значит возвращаемся к разбраковке и деградация образования становится инструментом этой разбраковки. Finagl al_mt писал: Вопрос: можно ли научить системному мышлению? Скорее так: любого ли можно научить...? Потому что на вопрос "можно ли..." ответ очевидный - ну учат же! Человек не рождается со способностью к системному мышлению, и я сильно сомневаюсь, что воспитанный волками он эту способность получит. Так что она - очевидно результат обучения. Для получения искомой нобелевки нужно вычленить методику обучения эксплицитно, сделать ее технологией. ... С другой стороны, необходимо попытаться создать технологию научения системному мышлению, причём даже неудача в данной попытке приведёт к положительному выходу. 5. Вероятнее всего такая технология будет представлять из себя технологию индивидуального обучения (не в смысле "каждому школьнику по учителю", а в смысле "эффект такой же как если каждому школьнику по учителю"). ОБЫВАТЕЛЬ Блин!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ....НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ!!!!!!!!!!!!!!!! Остров развлечений, где происходила тупенизация!!!!!!! Я всё больше и больше убеждаюсь в гениальности этого произведения! Шутки шутками...Начал перичитывать Незнайку...Блин...Солнечный город-это городок в постиндустриальном обществе...Ухитряются придумать антигравитацию и построить космический корабль на коленке в песочнице....Никаких проблем с едой, с одеждой...С жильём...с энергетикой. FA al_mt писал: 3. Технология - это чёрный ящик. Результат на выходе будет зависеть от того, что подано на вход. Технология в данном случае подразумевает "объективность", т.е. независимость от личности учителя/преподавателя. Именно что. Содержимое черного ящика неизменно и заранее определено. Входной сигнал подвергается вполне определенным преобразованиям. Я замечу некоторые вещи, мне кажущиеся очевидными: - неразрешимых технических проблем перед нынешним человечеством не стоит. Ресурсов хватает и в принципе, и в обозримом будущем на всех. - все проблемы носят исключительно гуманитарный характер. То есть неумение поделиться, неумение договориться, неумение сопрячь свои цели с целями соседа и пр. и пр. и пр. - возможен технологический "прорыв" и решение всех и всяческих проблем - простое и быстрое решение энергетических проблем, покидание гравитационного колодца, освоение виртуального пространства и т.п. Это даст человечеству в распоряжение новые и практические необозримые ресурсы, но никакой новой страты не откроет - индустриал будет законсервирован на тысячи лет вперед. - то есть можно предположить, что новая страта будет использовать старый технический базис (как по большому счету избыточный), а характеризоваться будет новыми гуманитарными технологиями Winter Цитата: То есть на мой взгляд с предыдущим переходом связь обратная - тогда рулило образование, причем именно что технологическое - выдававшее специалистов предсказуемого уровня, с дипломами, признававшимися везде и т.п. Сейчас это стало тормозом. Возможно. Одной из причин любого кризиса, в том числе и постиндустриального барьера, является неспособность существующих технологий (в общем смысле) решать ставящиеся проблемы, иначе говоря неспособность ответить на вызов. FA 2Winter Для другой трактовки нужно согласиться с мыслью, что барьер можно взять незаметно. Никто в 60-е ведь его не брал, и кризиса особого не было - решали технические проблемы. Решили, кстати. Либо поняли, что решить можно и определили как. И вот тогда-то и начался кризис - когда поняли, что можно, но техническое решение ничего с собой не приносит. А насчет проблем - я ведь о том и говорю. Только не приветствую использование слова технология, которое хошь не хошь, а определенную унификацию предполагает. Проблемы носят гуманитарный характер и разрешаться должны применительно к человеку - а он, подвергнутый _любой_ технологической обработке сваливается в павиана, неважно перед теликом он сидит или в форуме болтает. Это имманентное свойство унификации. Литвинов И все-таки не до конца ясен один аспект. А связано ли и если связано, то как индустриальное образование и когнитивное общество. Попросту говоря, используя историческую аналогию, нужны ли для добычи железа в промышленных масштабах: фехтование, стрельба из арбалета, стихосложение, красноречие, верховая езда, умение играть на музыкальных инструментах, честь, благородство и любовь к дамам? al_mt Вот-вот! Об этом и вопрос! Winter FA писал: Для другой трактовки нужно согласиться с мыслью, что барьер можно взять незаметно. Никто в 60-е ведь его не брал, и кризиса особого не было - решали технические проблемы. Решили, кстати. Либо поняли, что решить можно и определили как. И вот тогда-то и начался кризис - когда поняли, что можно, но техническое решение ничего с собой не приносит. А попытка преодоления индустриального барьера всегда начинается как решение технических проблем. Это тот уровень на котором и "мыслит" индустриал. Другое дело в результате знаниевого и образовательного усиления кадров может получиться нечто качественно иное. Шестидесятники ведь были не только и не столько супер-технари. Они мыслили на другом уровне и мыслили не только о машинах. Под технологией я имел в виду универсальное Лемовское определение: "обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения целей, поставленных обществом". Так что никто и не говорит об унификации. Другое дело, что одиночные "прозрения" и "снисхождения благодати" возможны и хороши сами по себе, но ведь нам хотелось бы перетащить как можно большую часть человеков. Массовость - не синоним индустриала. Winter Литвинов писал: И все-таки не до конца ясен один аспект. А связано ли и если связано, то как индустриальное образование и когнитивное общество. Попросту говоря, используя историческую аналогию, нужны ли для добычи железа в промышленных масштабах: фехтование, стрельба из арбалета, стихосложение, красноречие, верховая езда, умение играть на музыкальных инструментах, честь, благородство и любовь к дамам? Zergen Кстати: тут несколько раз звучало, что, мол, как учить системному мышлению - непонятно. А кто-то пробовал? Есть информация на эту тему? Если есть - это одно. А если нет - то... Вон, у Карен Прайор описано, как дельфинов дрессировали придумывать новые трюки - насколько я знаю, вполне повторяемое дело, полнейший индустриал. Да что там системное мышление - хотя бы какому-нибудь варианту мышления было целенаправленое индустриальное обучение? Методики-то есть - вон, хоть Гальперинскую взять. И второе. Лично у меня создалось впечатление, что ухудшение образования - это скорее борьба левиафана товарно-денежных отношений за выживание. Finagl Ч. Илья писал: Мы же вроде как решили что прохождение барьера должно давать человечеству доступ к принципиально новой энергетике. "Потому что живых коней заменила стальная конница" Энергетика - это все взгляд изнутри индустриальной парадигмы. Таким образом, ожидание новой энергетики от когнитива - что-то вроде ожидания манны небесной или сказок про скатерть-самобранку времен традиционной страты. И ведь нельзя сказать, что эти ожидания совсем не оправдались... вот только существенные признаки индустриала не в этом. Я бы все-таки поставил на то, что К-переход будет про обработку информации. Или даже так - про управление интеллектом. Конструирование разума. Хотя смысл, который я вкладываю в эти понятия - вербализовать не возьмусь. Не сейчас, по крайней мере. Monster Winter писал: Однако проблема в том, что человек, усиленно и долго размышляющий о бобочке и боге, рискует оказать на обочине жизни. К тому времени, когда он догадается о боге-отце, вокруг него будут уже воздвигнуты храмы во славу бога-сына... Ключевое слово здесь - долго. Необходимо стремиться к БЫСТРОМУ осмыслению. "Даже хромой, но идущий верной дорогой, придёт быстрее всадника, скачущего не туда..." Старая грузинская пословица. Winter Monster писал: "Даже хромой, но идущий верной дорогой, придёт быстрее всадника, скачущего не туда..." Т.е. вы считаете, что ограничиваясь одним осмыслением, мы будем выигрывать? Но разве перед современным человеком не стоит задача быстрого бега хотя бы в вопросах жизнеобеспечения? Или, шире, не является ли полезным автоматическое усвоение информации для некоторого круга задач? Человек, задумавшийся о единой теории поля посреди дороги, рискует быть сбитым. Monster Так всегда было и надеюсь, всегда будет. Русский человек ленив от природы. Потому и умён. Winter писал: Но разве перед современным человеком не стоит задача быстрого бега хотя бы в вопросах жизнеобеспечения? Или, шире, не является ли полезным автоматическое усвоение информации для некоторого круга задач? Приведите пожалуйста пример, зачем оно может быть надобно. Лично представить такое не способен... Winter писал: Человек, задумавшийся о единой теории поля посреди дороги, рискует быть сбитым. Ламмер маст дай! Winter Собственно, пример с ламером на дороге - пример необходимости быстрого, автоматического усвоения информации. Пример правила, условного рефлекса. Переходишь дорогу - переходи быстрее. Из той же оперы: чуешь запах дыма - быстро ищи источник. Не хочешь простыть зимой - одевайся теплей, пока не закалишься. Но это все тривиально. Winter В принципе согласен. Пока менять никому не надо, то и менятся не будет (кроме уходшения вследствие релаксации системы).... Winter Monster писал: Не догоняю увязку рефлексов и автоматического усвоения информации... Информация на вход: запах дыма Осмысление: дым... что-то где-то горит. Что и где? Это важно? Стоит ли идти искать? Наверное да, может гореть моя квартира. Хоть я ее и снимаю. И задолжал с оплатой. Может пусть горит? Будет повод не платить долг. Хотя о чем это я - у меня же здесь вещи. И я сам. Могу сгореть. Усвоение: подскочить и искать источник. Иван Г. Как говорил один умный человек: "знания теряются, образование остаётся". Разница есть, и не малая. Когда не знаешь - откуда знаешь? Может способен... Может нет... Цивилизация выработале некоторую систему. Система сложна и обладает рядом недостатков. Но есть и достоинства. Одним из таковых является её практическая состоятельность, основанная на длительном опыте. Я не возражаю ни капли. Каждый вправе выбирать путь сам. Не моё дело оценивать избранную конкретным гражданином траекторию... Саша Мудр не тот,кто знает много,а тот, чьи знания полезны. (Эсхил) Верно в обе стороны. Т.е. надо найти полезность под имеющиеся знания.

Из сборника "Философия образования" главное в человеке есть духовное начало... человека ничему нельзя научить, -- можно лишь помочь ему научиться... образование есть культура в динамике в античном плане - превращение хаоса в космос, внесение парадейгмы в хаос. библейском плане - возникновение нового становление нечто из ничто. трагизм образования, принимающий подчас формы скандала, есть следствие эксцессности образования. порыв к образованию есть порыв от имманентного к трансцендентному Пафос образования - формировать не только рассудок, но и разум... Критерием подлинности образования является отсутствие скуки. Одной из исходных технологий является интимный дневник. ...русский космизм подчеркивает смысл образования как путешествия. Главной задачей образования оказывается вписывание личности в рамки определенной социальной модели. адекватное моделирование социальных взаимодействий осуществляется через игру образование -- событие, перемещающее человека от одной ступени познания к другой -- процесс "снятия оков", достижения такого состояния свободы, в котором ему открывается наипотаеннейшее. обучить истине нельзя, она должна открыться человеку, и ее нужно понять, пережить самому, есть одно существенное, не психологическое вовсе, онтологическое обстоятельство, которое делает уникальными некоторые акты, которые обозначаются словом "ответственность", "решение", "выбор", "понимание" ... процесс познания, состоит в том, что человек вникает в смысл вещи, стараясь понять "направление, в каком вещь уже движется сама по себе". рождение мысли как события -- лучше всего реализуется в "пограничных ситуациях" Понимание - преодоление чуждости между Я и Ты Связь Я-Ты есть связь Я со своим отражением. выбросив структуру в окно, она возвращалась через дверь. Такова, например, попытка Канта объявить Бога продуктом практического разума Что же такое структура? Структура -- это форма системы Система -- это функциональная единица Парадоксально, но движение к первоструктуре, это фактически движение к бесструктурности вообще. Современность может определятся по-разному, но все ее определения в одном схожи -- ей неизменно присущ характер потрясения основ бытия традиционного субъекта Смысл подобен сфере, куда я уже помещен, чтобы осуществлять возможные обозначения... Смысл всегда предполагается, как только я начинаю говорить. наличие смысла предполагает не умение ответить на вопрос "а в чем он заключается?", а неспособность рассмотреть ситуацию подобного вопрошания иначе как абсурдную. Проблема платонизма состоит в том, что идеальное требует соответствующего своему духу реального -- например, четкого и стремительного рассечения плоти мира лезвием мысли. Трещина есть единственно возможная форма осуществления смысла: ведь смысл -- это всегда разыгрывающееся на поверхности событие... смысл мыслится как прямая, но воспринимается -- как трещина Событие есть то, что существует благодаря вещам и положениям вещей, но никогда не совпадает с таковыми; смысл есть то, что выражается в предложениях, но не исчерпывается ими... Если корабль оказался Титаником, не следует любой ценой убеждать себя, что это Ноев Ковчег... образование в современной инфраструктуре -- это по существу авантюра. Русское "авантюра" происходит от французского aventure и имеет два значения. В первом случае это приключение, похождение; во втором, -- это рискованное, сомнительное предприятие, рассчитанное на случайный успех... В основе образования лежит метафора лабиринта, а движение по лабиринту это и есть авантюра. Светить, отдавать тепло можно только кому-то, поэтому тот, "кто кормит голодного, утоляет собственную душу", когда нет дела, мы начинаем его желать. Превзойти себя значит перестать быть тем, кто ты есть сейчас и стать кем-то другим. Тот, кто идет вперед, не может принять ничего постоянного, ведь в его мире все меняется... Многознание вещь очень полезная, но в жизни принципиально неупотребимая. деньги, вложенные в развитие человека как высшей формы богатства, приносят самый высокий доход язык, на котором можно получить качественное образование, в специальной поддержке не нуждается. ...существование живого организма -- это постоянное преодоление смерти Философская антропология характеризует человека как существo, не имеющего определённого места в природе. ...человек -- существо с ослабленными инстинктами. Есть три способа преодоления страха: эмоциональный, волевой и разумный. волевой акт не всегда выражается в действии. Часто он необходим как раз для того, чтобы от действия удержаться. Чувство осторожности -- эмоциональный эквивалент самосознания и вырастающего из него разума, мышления. Путь от немощи к здоровью человечество проходило опираясь на технические "костыли". Цена этому -- атрофия ног. технику под названием "для себя" ("иметь") мы усвоили основательно. Технику же "для природы" осваиваем с трудом... Образование - глобальная форма внегенетической передачи информации между людьми. ...наше время оказывается гораздо более "людоедским", чем наивные времена тех каннибалов, потому что в сложнейших социальных системах трудно проследить непосредственную ответственность людей за принятые ими решения. ...система образования выступает в качестве "сдержек и противовесов". Гуманитарное образование - это формирование причастности людей к Высшему закону... Двоякий исход "расколовшейся" русской мысли - в сторону религиозного вопроса (славянофилы) и социального (западники) объясняется это тем, что её ближайшими "виновниками" как раз и были сакральное (святое) и профаническое (светское) бытие... Проблема русской мысли, заключается, на мой взгляд, в том, чтобы преодолеть свой дуализм, свести в одну точку своё "двуглавие" -- религиозность по содержанию и философичность по форме, но не путём уничтожения одной из сторон... Христианская любовь к Мудрости предполагает восхождение к ней через самоотвержение и духовное совершенствование... Только образованная мысль может достойным образом образовать мир... Время - объективная длительность/последовательность, процесс становления вещей или измерительная система процесса становления вещей. Понятие образования можно разделить на два поля: поле культурное и поле социальное... Образовательная система выполняет две основные неразрывно взаимосвязанные социальные функции: обучение и воспитание подрастающего поколения. Воспитанность не сводится к образованности, к наличию некоторой совокупности знаний и навыков у человека. Характеризуя понятие образования, В.И. Даль пишет: "...совершать, улучшать духовно, просвещать; иногда придавать наружный лоск, приличное, светское обращенье, что и составляет разницу между просвещать и образовать. Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце. Учение образует ум, воспитание нравы" "наука, -- по словам Дж. Бернала, -- является, с одной стороны упорядоченной техникой, с другой -- рационализированной мифологией." ...образование -- это реализация определенного социального мифа об обществе в его прогнозной функции. Образование не готовит учащегося к профессиональной деятельности в целом, но начальному этапу включения в профессиональную деятельность. Сама дальнейшая профессиональная деятельность пользуется приобретенным личным опытом... образовательная парадигма (средневековая): 1. к истине можно только приблизиться, но никогда нельзя овладеть ею в целом; 2. всегда должен существовать посредник между эзотерией "Истинного знания" и профаном -- слушателем, т.е. учитель; 3. Учитель играет роль проповедника истины... Новая парадигма основана уже не на воспроизводстве прошлого знания, а на готовности его использования в новых ситуациях. Она готовит к "неопределимому будущему", но сохраняет от старой системы заданность технологий реагирования в этих ситуациях. Новая цель образовательной системы - формирования динамической готовности индивида к изменению, как собственного типа личности, так и окружающих обстоятельств в контексте их взаимодействия. ...тренинги воскрешают технологии древнегреческих диалогов, идущих от сократовских бесед, "Учить готовности учиться" -- основное требование к новой школе. Новое поколение должно начинать, в этом смысле, с нуля. До сих пор такое положение фиксировалось только в период революций, при смене всей социальной структуры. Теперь оно становится нормативным требованием к развитию общества и соответственно к системе образования. В этом смысле, революция стала перманентной. ...знание есть лишь инструмент для применения, для достижения жизненного успеха. Моделирование через тренинги воспитывает рефлекторную реакцию на ситуацию при минимальной востребованности интеллектуальной деятельности человека. многократное проигрывание ситуаций снижает уровень эмоционального переживания стрессовых ситуаций... Современное образование ориентируется на деятельностный динамизм на инструментальном уровне при максимальном социальном консерватизме. ...поворот произошел в сторону "технологического антропологизма", в направлении производства "человека умелого". Производство "целостного человека" обществом не востребовано. "Целостный человек", с его развитой рефлексией по любому поводу, мало продуктивен с точки зрения способности к реальному действованию и упорству в достижении успеха в этом действии. "Целостный человек" скорее, упорен в мысли, чем в осуществлении действия. Тренинги дают не знание, но формируют определенный тип поведения... Только в малых группах возможна реализация прямого "речевого общения" как развивающегося момента личности индивида Образование -- это всегда насилие. Задача обучающего и состоит в том, чтобы сделать это вынужденное насилие максимально оправданным и ненавязчивым. главное в образовании -- умение самостоятельно мыслить... Любить всех оказывается невозможным, хотя бы просто потому, что каждый из нас наделен разными качествами, часто далеко не самыми приятными... Как альтернативу можно предложить замену любви -- уважение. ...удержание позиций много сложнее их завоевания Очень часто ребенок видит сквозь всякие маски, примериваемые нами... Со временем глаза заволакиваются пеленою лет, драмами лет. Взор взрослеющего ослепляется, когда нет постоянства воли к созерцанию и нет должного поддержания способности видения, сначала дающейся даром... Видеть -- это ведать, давать себя в своей открытости... для открытого приятия открытости другого... Наличие масок в мире имеет меру своей онтологичности, если сохраняется настроенность видеть сквозь них, как это свойственно ребенку Взрослый, сохранивший в себе ребенка и играющий в такую естественную игру на пределе жизни, -- это гений. Дар искренности разрушает лабиринты привычных проблем или систем, в которых мы одиноко плутаем. Гений -- квинтэссенция человеческого в образе отдельного человека... Видимо, мир, который бы наполняли одни гении, был бы аутентичным сумасшедшим домом или миром человеческих джунглей. давление и противостояние есть те факторы, которые создают гению условия стать им. Отсутствие прессинга со стороны общества не только не производило бы на свет каждого гением, но, наоборот, скорей всего, снизило бы до нуля вероятность их появления. Бог изощрен, но не злонамерен. (Альберт Эйнштейн) Философия образования, подобно грешникам из "Божественной комедии", движется вперед, но лицом обращена назад, в прошлое. ...мир символичен изначально в сознании людей Символы служат в качестве носителей информации посредством которой мы пытаемся себе представить картину происходящих событий во времени и пространстве. Задача педагога -- научить ребенка видеть мир и выражать себя, что означает помочь найти форму На каждой ступени цивилизации человечество ощущало недостаточность научного познания реальности, и компенсацией этой ограниченности служило искусство. Мир символов представляет собой не просто проекцию бессознательных импульсов, а миросозидание, построение смысловой сферы, в которой живет ребенок. Историю европейского образования можно рассматривать как историю развития Музея. Добавить комментарий Ценность мифа постоянно подтверждалась ритуальными действиями. Наиболее известной является символика обряда инициации -- проникновение в мир мертвых через узкий и опасный путь в грот или пещеру... В символическом измерении мифа Музей -- безусловный центр мира, коридор, через который осуществляется передача жизненно важного родового опыта. В экзистенц-антропологии речь идет о таких характеристиках человеческого существования как "встреча", "пробуждение", "доверие", "праздник", "событие" очень важно, чтобы у ученика не создалось впечатления, что любые взгляды равноценны и в одинаковой мере приемлемы... Нельзя жить хуже всех и иметь при этом лучшее в мире образование. Или так: нельзя иметь лучшее в мире образование и так плохо жить. Нравственные ценности являются системообразующим началом, душой гуманитарной культуры. Уровень морального суждения является культуротворческим. Его характеризуют творческая рефлексия, взвешенность суждений, ответственное предвидение отдаленных последствий... Человек выступает как творец собственной моральной философии, сводя воедино опыт и суждения жизни на протяжении жизненного пути ...становление морального суждения есть актуальная проблема философии образования. Моральное образование понимается как развитие в человеке свободы и индивидуальной ответственности. опыт это проверка мыслей или идей. Требуется время, прежде чем опыт будет признан исключительным источником всякого знания, даже в области социальных и моральных вопросов. Важнейшим признаком морального суждения рефлексивного уровня является наличие сомнения, приостанавливающего суждение. Ценности составляют ядро культуры ценности не избираются, а формируются. ментальность -- это совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом Вопрос так и остается открытым -- как должно выглядеть религиозное образование? Ответом на этот вопрос я могу предложить мнение И.А. Ильина о том, что переживание религиозного Предмета должно происходить как акт личной воли человека... Религиозное образование должно быть самообразованием. Но, очевидно, что этому невозможно научить, ибо нельзя привить человеку желание свободной воли и ответственности. Диалог культур -- это всегда диалог языков. Счастье, наполняющее сердце, -- одна из типичных категорий розановского мировидения... И страж этого счастья, этого гнезда, так впечатлившего Розанова, вдруг -- отстояв тысячелетие, быв вне времени -- погиб, разрушен... Утрата языка повлекла за собой и утрату взаимопонимания Осознание тупиковости сохранения количественных характеристик динамики рыночных-западных и социалистических моделей развития, вынуждает сегодня научное сообщество к поиску альтернативных сценариев развития... ...наступает время, когда источником принципиальных конфликтов между странами и народами становится не сфера экономики или идеологии, а сфера культуры, ...именно ценности, особенно нравственные, являются своеобразными "генами культуры", определяющими специфику всех общественных отношений. ...в современных обществах основные конфликты приобретают не столько классовый, сколько ценностный характер. Природа стала терять свою уникальную способность к самовосстановлению. Речь идет, прежде всего, о культуре отношения к своему телу и культуре взаимодействия с окружающими людьми, с природой и гармоничными связями с ней. Корень многих проблем несомненно заложен в самом человеке, в его сущности, которую он еще плохо знает. Если слишком кем-нибудь восхищаться -- никогда не стать вольной птицей Обретя независимость столь дорогой ценой, зачастую Ученик уходит для того, чтобы стать Учителем. И цикл повторяется вновь... Научиться радоваться за Ученика -- единственное спасение Учителя. Потому что он всегда стоит лицом к Ученику. И смотрят они в разные стороны: Учитель -- назад, а Ученик -- вперёд. ...эллины любили повторять: в каждом деле надо посмотреть, каков конец. Геракл не хотел убить Хирона. Так вышло. Однако в мифе не бывает случайностей. И если он убил, значит руку его направляла Судьба... Трепетно интимные и полные трагизма отношения Учителя и Ученика зафиксированы в различных мифологических системах. Искать логику там, где действует рок, занятие неблагодарное. И всё-таки... Чтобы стать героем, нужно победоносно преодолеть попытки старшего подавить тебя. В этом и состоит инициационный подвиг. Феномен образования c одной стороны, это система знаний, навыков, умений, образующих целостный жизненно-духовный опыт личности; с другой стороны, образование можно представить как путь, движение, стремление открывать новые грани, иные горизонты, неизвестные проявления жизни в ее сущем и сущностном, как поток импульсов неизвестного мира, инициирующий конкретную направленность познания. Субъективность же нами понимается как конструкция мира идеального бытия, устроенная, организованная согласно замыслу, воле и принципам самоорганизации человека. И, следовательно, образование есть одна из форм актуализации субъективного начала, ...парадокс любого общения, таится в открытости двух субъективностей навстречу друг другу, в их незавершенности и, как следствие, в актуализации потенциальной возможности каждой из сторон, что обусловливает бесконечность вариативности результата всякого познавательного акта... Образовательный процесс -- это потенциально бесконечный ряд сменяющих друг друга форм и способов общения, и потому первоистоками, первоначалами образования возможно полагать мир субъективных форм, носителями которых предстают ученик и учитель. Истинная педагогика интуитивно и опытно ориентировались первично на общение как живое соучастие ученика -- исторического вечного искателя знания и учителя -- исторически неизменного носителя знания... Человек способен практически ориентироваться (т.е. вырабатывать определенный способ деятельности) только в том случае, если он понимает окружающее. Понимание связано с нахождением необходимой связи явлений, с их систематизацией и объяснением. Это дает возможность предвидеть результат, без чего невозможна никакая деятельность. Действовать -- это хоть в какой-то степени предвидеть главная задача образования: школа должна учить мыслить Философия -- это не лампа для себя, это общее для всех солнце. Чужое решение, даже самое блестящее, может остаться внешним, неусвоенным, если человек сам не поломал над ним голову. Попытка собственного решения превращает проблему в дело внутренней заинтересованности Мышление начинается там, где есть проблема. Где проблем нет, человека ничего не заставляет напрягать голову Когда принцип решения найден, то необходимо проследить дальнейший путь мышления: развертывание принципа в систему Знания человечеству понадобились не ради любопытства, а ради практического воздействия на мир Очевидно, на смену новоевропейской системе образования придет другая система, и в этом нет ничего ужасного. Основная задача образования -- введение человека в культуру. Вне пространства культуры человек невозможен: индивид, никогда не подвергавшийся воспитательному воздействию, очень мало отличается от животного. В последнее время широко обсуждается вопрос о введении дистантного образования в Российской Федерации и полной замене им существующего академического образования. Эти проекты являются заведомо утопическими, поскольку в традиционной схеме "учитель-ученик" важнейшую роль играет личностное начало, тесно связанное с эффектом присутствия, причем не виртуального, а чувственно осязаемого. Дистантное образование, безусловно, может быть очень эффективным в том случае, когда человек достиг такого уровня самосознания, что может самостоятельно формулировать цели своего обучения. Очевидно, что важнейшим условием ситуации образования является некий текст (или сообщение), передаваемый от учителя к ученику (или от коммуникатора к реципиенту). Чувства уважения, любви, восхищения вызывает не манера преподавания, а сама личность учителя, т. е. те выдающиеся ее качества, совокупность которых обычно называют харизмой... Одна из существенных характеристик процесса обучения состоит в том, что учитель передает ученику в основе своей уже сложившееся, готовое знание. "Всякое обучение и всякое, основанное на размышлении учение, исходит из данного имеющегося знания..." -- так начинает Аристотель свою Вторую Аналитику Об одном из нюансов эмоции обучения говорит Конфуций: "Лишь тот, кто, храня тепло древности, открывает новое, способен быть учителем". Активные методы обучения позволяют личности самой "строить" свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением для формирования личности. Парадигма, как общепринятая и освещенная традицией, научная теория, содержащая систему категорий, фактов и методов постановки и решения проблем, наряду с облегчением общего подхода к решению научных проблем, несколько мешает восприятию новых идей, т. к. накладывает рамки, ограничения на научный поиск в неизведанных, нетрадиционных направлениях, т. е. препятствует проявлению чувства нового. Педагогическая технология -- это технология, направленная на процесс познания и дальнейшее совершенствование маленького и взрослого человека... "Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Студенты должны научиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны "научиться учиться". Преодоление кризиса культуры, на наш взгляд, неразрывно связано, во-первых, с переносом акцента в образовательной деятельности с проблем обучения на проблемы воспитания. Диалог -- это движение в противоположном направлении -- от Истины к пониманию и взаимопониманию. Истина -- исходная точка диалога, это как бы "территория согласия" Истина в том, что каждая из сторон признает собеседника в качестве уникальности, самоценности, имеющей право на свои суждения относительно всего в мире. Другой истины, кроме взаимопонимания, быть не может. Диалог -- это общение многих уникально-всеобщих личностей при отсутствии отношения друг к другу как к объекту. Это не поучения другого, не выяснения, кто виноват, а поиск общих ценностей и смыслов. ...опыт старшего поколения можно сравнить с добротным кирпичным зданием в стиле модерн, выстроенном в расчете на долгую и спокойную жизнь, но который превращается в ловушку для своих обитателей, когда начинается землетрясение. Молодое же поколение еще не обрело того опыта, исходя из которого можно строить свои отношения с окружающим миром, их опыт -- процесс, а не результат, он меняется ежеминутно, каждое событие, любая ситуация становятся опытом, это дом, который возводится с учетом того, что в любой момент снова может начаться землетрясение, поэтому главное -- чтобы уцелели жильцы, а стены можно восстановить из других материалов. Не бывает полностью бездуховных поколений, бывают различные системы ценностей, на которых поколения строят свой опыт, в том числе опыт нравственной жизни. Как правило, поколение, формировавшееся в период кризиса, более прагматично не потому, что оно хуже, а просто его опыт коренным образом отличается от опыта, полученного предыдущим поколением в период стагнации. Кризис, даже давно ожидаемый, в действительности чаще всего не соответствует своей предполагаемой модели, поэтому "оставлять" приходится гораздо больше, чем хотелось бы. И вот здесь и возникает вопрос системы духовных ценностей, потому что именно она становится главным критерием отбора тех или иных аспектов опыта. Младшее поколение предпочитает совершать выбор на основе разума, но таким образом можно отобрать только какие-то практические действия, моральный же выбор осуществляется через абсолютные, духовные ценности. Векторы духовного и материального -- разнонаправлены, и если духовный опыт человека, его духовное развитие никто не может увидеть визуально и оценить, то материальные блага видны всем и являются показателем "успешности" данного человека, это символ его достижений и преуспевания в мире вещей. "Мыслить глобально, действовать локально", -- таким общеизвестным императивом можно раскрыть суть универсумного диалога.