Памяти Игоря Борисовича Иссинского посвящается

Отдавая должное уважение добрым делам Игоря Борисовича: учёного, альпиниста, туриста и организатора спортивно-оздоровительной работы в городе, Дубненский городской клуб туристов организовал гонку на байдарках и каяках по озеру Великому – реке Сози – Иваньковскому водохранилищу до Большой Волги. От Никитского до места старта на канаве из –за бездорожья сделали волок на 6 км . 27 мая при солнечной погоде и обилии мошки 16 участников 120 км. гонки разбили палатки. Согласно положению о гонке каждый экипаж действовал автономно и по организации питания и по обеспечению безопасности. Вот почему многие использовали газовые горелки, но были и небольшие костры. Ночи уже белые, но старт назначен на 6 часов утра с тем, чтобы за день пройти почти 90 км, а 29 мая стартовать на финальные 30 км. Для иллюстрации маршрута напомню, что от Москвы до Большой Волги 124 км. Так вот такое расстояние нам предстояло пройти на руках, работая вёслами. Маршрут этот знают и любят дубненцы. Сначала 15 км, стоячей воды. Если крепкий фордевинд – это уже не стоячая гладкая вода, а крутые валы с барашками. До Спаса 38 поворотов. При солнце обжариваешься как в гриле. После недавних пожаров часто встречаются участки с мертвым лесом и ярко зелёным подлеском. У экологов этот процесс называют сукцессией – после природных катаклизмов жизнь возрождается от простейших форм к более сложным. У людей при перестройке было нечто подобное – прихватизация общественного добра всеми возможными способами. Когда мародёрство закончится, тогда ситуация должна стабилизироваться, как при сукцессии.

От Спаса Созь сужается и ускоряется. Если до Спаса на реке было две «пробки» из торфяников, то теперь прижимы к деревьям, а перед мостом в Быково несколько проток, не все проходимые. При высокой воде под мостом проходи ли без проблем (Фото 1). Далее, до Марьино, луговая зона. Это чётко видно на космическом снимке. Река сужается до 5 метров и ускоряется. Это наиболее приятный и эмоциональный участок маршрута. Зато в лесной зоне за каждым поворотом жди сюрприза. Самое тривиальное – прижим под наклонённое дерево. При снегопаде минувшей зимой таких «расчёсок» образовалось много. Более серьёзно – деревья поперёк реки (Фото -2). Иногда это проделки бобров, затевающих плотину. Иногда людям нужна переправа и они заваливают толстые деревья. Каякерам просто перебросить свои судёнышки или обнести, а трёхместные байдарки для таких манёвров тяжелы. 4 – 5 часов продолжается преодоление этого участка с тремя десятками препятствий. Уже вечереет, чувствуется усталость и потребность в горячей пище. Как организовать движение, питание , отдых – это и тактика и стратегия каждого экипажа. Остатки старой плотины в Харитоново завершает этот технически сложный участок.

Перед посёлком 1 мая чувствуется подпор водохранилища. Посёлок, возникший некогда при фабрике, имел развитую инфраструктуру. Ныне фабрика не работает, и непонятно чем здешний народ занимается (Фото 3). Что жить стало тяжелее видно на глаз. Уставшие экипажи обносят железный мост и далее идут до 22 часов до места стоянки. Солнце садилось в тучку - быть дождю. Он побрызгал слегка в полночь. В сумерках наша байдарка приткнулась к берегу. Какое чувство благодарности испытываешь к товарищам, которые помогают перетащить байдарку и даже накормить кашей. Они успели обжить просторную поляну приготовить ужин и даже искупаться. Так закончился ходовой день гонки 28 мая. Экстремист Саша Подшибякин решил пройти до Большой Валги без ночевки. Он прошёл маршрут за 15 часов 23 минуты. «Безумству храбрых поём мы песню», но этого делать не стоит ради безопасности. Можно представить себе в каком изнеможении человек вышел на берег. Его коллега по походам по Кольскому полуострову, Александр Родин, на каяке прошёл маршрут за 15 часов 08 минут с ночёвкой и в хорошей форме.

Утро 29 мая выдалось пасмурным и тёплым. Мы стартовали в 6 -35 и в 13 – 30 зачалились у ступеней у парадной лестницы на Большой Волге (Фото 4). Здесь нас встретили Главный судья гонки Анатолий Сумбаев и секретарь судейской коллегии Таня Красных. Это она напекла блинов, приготовила термосы с чаем и даже пиво (Фото 5). Быстрые гонщики уже сушили имущество. Купались и млели на солнце. Яства были вкусными, но жажда была неимоверная.

В 15 часов построились под флагом турклуба. Настроение боевое. Травм и претензий нет. Теперь мы все едины. Спортивный туризм возник как военно-прикладной, но ныне стал обузой Минспорта РФ. Он не олимпийский вид спорта, его не финансируют, а с тремя миллионами туристов всегда что – то происходит. Вот его с бюрократическим искусством и душат на всех уровнях власти. Перед гонкой были обращения к потенциальным спонсорам. Отозвались редакции газет «Встреча» и «Дубна», Дом учёных, Управление по физической культуре и спорту администрации города Дубны. Награждение участников гонки будет проведено на 108 слёте туристов на реке Сестре 25 июня. Надеемся, что именные призы от спонсоров мемориала Игоря Борисовича Иссинского возникнут от его друзей и коллег.

Участниками гонки были туристы из Дмитрова, Москвы, ОИЯИ, Университета «Дубна» - 16 человек, 9 экипажей. На дубненском форуме как то довелось читать размышления молодых людей о том, что наш клуб некая закрытая структура. Так охочие до подвигов могли бы и себя показать в гонкеи и на народ посмотреть. Так нет же это требует затрат сил и воли, что несовместимо с Интернетовскими измышлениями. Я шёл со студентами Оксаной Михалёвой и Игорем Пелеванюком (Фото 6). Они занимаются водным туризмом второй год. Игорь участвовал уже во второй гонке и был на Мсте. Каждый поход для студентов и постижение техники водного туризма и корпоративной этики. Таким ребятам нет нужды в наркотиках и в алкоголе, а с учёбой у них всё в порядке. Алексей Булах, многодетный отец, и своих детей с Ольгой приобщают к туризму. В экипаж на этот раз он пригласил   Крупко Сергея и Безбах Андрея. Парни открыли для себя неведомый доселе мир иных духовных ценностей. Александр Сохатский прошёл маршрут один на двухместной байдарке за 18-05. Это тоже войдёт в летопись гонок. Мотором гонки был Вячеслав Шилов. Он решал вопрос с транспортом, обеспечивал взаимодействие экипажей на маршруте и техническое замыкание. Вероника Строганова была медсестрой во время гонки. Таня Красных поддерживала связь с участниками гонки. Поскольку гонка была автономной и каждый экипаж выбирал график движения на свой страх и риск, то «спасение утопающих было делом рук самих утопающих». Иными словами, все участники гонки знали потенциальные опасности и были проинструктированы как действовать в случае опасности на открытых водоёмах.

В заключение слова благодарности обращаю ко всем, кто нас встретил на Большой Волге, помог добраться до дому: Тане Красных, Анатолию Сумбаеву, Жене Шапошниковой и Ярославу Горюнову.

Председатель Правления Дубненского городского клуба туристов Александр Злобин